Развитие мелкой моторики рук

     Развитие мелкой моторики рук детей немаловажно для общего развития ребёнка, так как ему потребуются точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а еще выполнять различные домашние и другие действия.          Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. 

     Мелкая моторика невероятно важна, ведь через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

1. Повышается тонус коры головного мозга.

2. Развиваются речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулируются развитие речи ребенка.

4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивается чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливается рука к письму.

8. Поднимается настроение ребенка.

       Ученые – психологи, уже давно доказали взаимосвязь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше сформированы мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. По-другому говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем легче ему будет изучать речь. Безусловно, развитие мелкой моторики – никак не единственный фактор, способствующий формированию речи. Если у ребенка будет отлично развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребенка будет слабо развита. 

      То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно беседовать с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Очень важно читать ребенку, говорить обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши, как правило, с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук. 

        Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. 

        Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

       Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. 

         Все виды моторик заключаются в методике - Пальчиковой гимнастики.             Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

        Родителям рекомендуется совместно с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по величине; складывать из пуговиц или бусинок разнообразные узоры.

        Обучать ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или же расшнуровывать шнурки.

        Кроме того, рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые оказывать содействие формированию тонкой моторики.

        Эффективно проводить различные виды изобразительной работы, лепку на разнообразные темы в зависимости от определенных целей.

        Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры), так и извилистые линии, и силуэты.

        Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают необходимой точности. Формирование пальцевой моторики как бы подготавливают почву для дальнейшего развития речи.

        Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте.

         Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

       Мелкую моторику рук развивают:

• Игры с небольшими предметами, которые неудобно брать в руку;

• Игры, где необходимо что-то брать или же вытаскивать, сдавливать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

• Рисование карандашами (фломастерами, кистью);

• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и тд.

      Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе или же по лесенке). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.