Дидактические пособия
 

                                      Гнездилова Т.Л., учитель-дефектолог

Игры по автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков

Речевое развитие ребёнка является одним из основных показателей его готовности к обучению в школе. Особенно, большое значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости [1]. Таким образом, важная роль в работе учителя-дефектолога отводится коррекции звукопроизношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Работа по коррекции звукопроизношения – длительный и трудоёмкий процесс, включающий многочисленные направления и разнообразные виды работы. Приёмы постановки звуков наиболее эффективны, если они сочетаются с упражнениями, развивающими мелкую моторику (движения пальцев). Эти упражнения способствуют ускоренному развитию и установлению у детей звукодвигательных и речедвигательных ассоциаций, необходимых компонентов письма и письменной речи [2, 3]. Поэтому, приведенные в статье упражнения и игры ориентированы на взаимодействие произнесения звуков и движений пальцев.

Монотонность упражнений, выполняемых ребенком при постановке звуков, быстро истощает его внимание и мешает восприятию материала. Предложенное пособие «Весёлые дорожки» помогает избежать упомянутую трудность. Оно представляет собой игровое поле, на котором ребёнок может «шагать» по разнообразным дорожкам пальчиками, при этом чётко проговаривая звуки, слоги, либо слова. Речевой материал заранее готовит учитель-дефектолог, в зависимости от этапа работы над звуком и речевых возможностей ребёнка. Ребёнку при этом будут помогать герои, олицетворяющие отрабатываемые группы звуков. Пособие разработано на основе серии тетрадей  Н. В. Гальской «Говорящий карандашик» [4, 5, 6]. 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ