Страничка учителя-дефектолога

Савкова Татьяна Васильевна,

учитель-дефектолог группы №11

Коррекция речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Ребенка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребенка создается «веер воздуха».

Проводятся упражнения по тренировке носового выдоха. Ребенку дается инструкция не открывать рот: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».

Следующее упражнение направлено на развитие преимущественно ротового вдоха. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, когда он его попросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

Используются упражнения с сопротивлением. Ребенок вдыхает через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху в течение 1—2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху. Ребенка просят задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Упражнения проводят ежедневно по 5—7 минут. Во время этих упражнений в момент выдоха логопед произносит различные цепочки гласных звуков, стимулируя ребенка к подражанию, варьируя при этом громкость и тональность голоса. Затем ребенка стимулируют к произнесению щелевых согласных (с, ш) изолированно и в сочетании с гласными и других звуков. Различают динамическую и статическую дыхательную гимнастику.

 

Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения:

-         Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

-         Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

-         Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

-         Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa   аaaaaooooooo   аaaaaуууууу

-         Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

-         Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

-         Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

-         Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

-         «Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

-         «Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

-         дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;

-         дуть на «флажок», изготовленный сначала из очень тонкой цветной бумаги, а затем – из более плотной;

-         дуть на бабочки, вертушки, цветы, бумажные фигурки акробатиков, птиц и т.д.;

-         дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде;

-         дуть через трубочку в стакан с водой, чтобы вода долго и равномерно бурлила;

-         перекатывать сильным дуновением шарики или карандаши по гладкой поверхности;

-         дуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватные шарики;

-         надувать резиновые игрушки и шарики;

-         играть на губных инструментах.

При дыхательной гимнастике стараются не переутомлять ребенка, следят, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз, все дыхательные движения должны проводиться плавно, под счет или под музыку.

Дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.

 

Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений
Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика»
Cпециальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.
Семинар-практикум для педагогов «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»